Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания

для детей от рождения до школы

Ключик от памяти
Из журнала "Роднулечка" май 2012 г.

В этот раз с Александром Васильевичем Кисловым и Екатериной Львовной Пчелкиной - специалистами по ТРИЗ самой высшей категории — мы встретились уже как с родными. 
Как будто продолжили прерванную несколько месяцев назад беседу, которая началась благодаря любезному приглашению центра детского развития «Любознайки».
В этот раз речь гости из Питера привезли в наш город семинар по эйдетике. Хотя говорили мы, конечно, не только о ней.

Говорили мы о трех китах педагогики — о том, что нужно, чтобы обучение было успешным. В первую нашу встречу Александр Васильевич на примере шариковой ручки объяснил, в чем секрет семейного счастья (кому интересно — посмотрите декабрьский номер нашего журнала). В этот раз они вместе с Екатериной Львовной на мандаринах объяснили секрет успешной педагогики. Было это так: Александр Васильевич протянул Екатерине Львовне мандарин — а она прошла мимо. Во второй раз она мандарин взяла, но уронила. А вот на третий раз — на третий раз пришло осознание, что и в обучении все так же: любую информацию нужно, во-первых, получить (этим занимается молодая наука нейропедагогика), во-вторых — запомнить (здесь как раз и помогает эйдетика), и в-третьих — применить (а вот тут нашу эффективность может повысить ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, о которой мы уже писали). Но обо всем по порядку.

В одно ухо влетает...

- Вася, ты почему в окно смотришь?! Ну-ка смотри на меня!

Вася послушно поворачивается лицом к Марь Иванне. Марь Иванна теперь спокойна, только вот Вася почему-то скатился на тройки. Знакома вам такая картина? Знаете, в чем тут разгадка? У Васи ведущее правое ухо — им он очень внимательно слушал учительницу, глядя в окно, за которым, собственно, мало что видел. Повернувшись лицом к Марь Иванне, он стал слушать своего соседа Петю... Нейропедагогика как раз и занимается изучением того, через какой канал к нам попадает информация. И вообще-то в идеале из садика в школу ребенка должны передать с полной характеристикой этих его особенностей — чтобы их учли, например, когда будут рассаживать в первый день детей. Но до идеала пока далеко: учителя и воспитатели, с которыми общались наши гости, чаще всего говорят: «Как здорово, а нам об этом не говорили!». Так что пока все в наших, родительских руках — тем более, что лет до пяти с помощью специальных упражнений можно развить «отстающие» каналы восприятия и сделать ребенка «универсалом», который не будет зависеть уже ни от каких требований «Марь Иванн».

Просто без-ОБРАЗие!

Но вот информация к нам все-таки попала. Как не выпустить из памяти драгоценные знания? Собственно, многие приемы знали уже древние. Суть их сводится к одному: знания, полученные через максимальное количество каналов восприятия запоминаются лучше — и вспоминаются потом легче. У вас так наверняка не раз было: не можешь вспомнить человека, и вдруг — запах или жест знакомый, и уже вся ситуация нарисовалась и — вот оно!

В чистом виде эйдетика как методология — это приемы использования образной памяти для лучшего запоминания информации. «Эйдос» с древне-греческого и переводится как «образ». Причем образы нужны разные: не только зрительные, но и тактильные, обонятельные, пространственные... Они должны быть эмоционально окрашены, причем, конечно же, в радостные тона: печальные события очень часто вытесняются из нашей памяти — это работает механизм самосохранения.

Но знаете, с чем столкнулись ученые, работая над этой методологией? С тем, что у современных детей не развито образное мышление. В этом беда нашего информационно-логического мира. Нынешние дети сильно отстают в речемышлении. Что это за зверь? Недавно мне довелось присутствовать на научной конференции младших школьников. Было грустно: все происходящее сильно напоминало шоу говорящих попугайчиков. Старательные второклашки бодро тарабанили умные слова, о смысле которых они и понятия не имели. Так же маме на радость двухлеточка еле начав говорить, лепечет «один-два-три»... А ведь каждое слово нужно осмыслить, прочувствовать, буквально попробовать на зуб и на вкус — тогда у ребенка появится его образ. И уже после этого можно учить ребенка ассоциативно мыслить — и только потом использовать образы для запоминания информации. Можно изучить несколько методов, оставить два-три любимых и пользоваться ими всю жизнь, причем не задумываясь.

И опять-таки все тут зависит только от тех людей, кому больше всего нужно, чтобы их ребенок был успешным — то есть от нас, родителей. От нашего желания предоставить малышу возможность максимально изучить наш мир, пощупать его и лизнуть, от нашего желания наблюдать за ребенком и помогать ему в его развитии, учитывая его особенности. А знание этих особенностей буквально творят чудеса. «Мама, я тебя не слышу!» - рыдает в трубку своего — такого желанного — мобильника моя дочка. «Приложи телефон к левому уху!» - прорываюсь я к ней. «Да, я тебя поняла», - слышу в ответ после того как я повторила ей свои «инструкции» в другое ухо. Знания поистине творят чудеса! Особенно знания, которые хорошо отложились в памяти...


- Дарья Григорьян, журналист
Made on
Tilda