Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания для детей от рождения до школы

Центр образования и воспитания

для детей от рождения до школы

Когда же мы проТРИЗвеем?
Из журнала "Роднулечка" февраль 2012 г.

Мы приглашаем Вас без виз
В страну с простым названьем – ТРИЗ.

Читатели ноябрьского выпуска журнала «Роднулечка» уже знают, что есть такая загадочная теория решения изобретательских задач – ТРИЗ – созданная в Советском Союзе метанаука, которую изучают специалисты самого разного профиля, используют в большинстве известных фирм и корпораций во всех развитых странах.
Сегодня мы поговорим о детской ТРИЗ-педагогике: что даёт ТРИЗ детям и почему родители, слышавшие о таком предмете, стараются для своих детей найти педагогов, которые владеют методиками ТРИЗ.

Впервые ТРИЗ «познакомилась» с маленькими детьми благодаря нашему коллеге из Норильска Михаилу Наумовичу Шустерману, которого во время проведения семинара на судоремонтном заводе в г. Находка привезли в детский сад … по ошибке. Результатом этого знакомства стала серия книг о Колобке, который не только спасается от лисы, но и вместе с детьми становится участником забавных и поучительных приключений. Было это в 70-х годах прошлого века. Сейчас эффективность ТРИЗ в развитии творческих способностей, раскрытии детских талантов многократно доказана.

Приведу простой пример. На вопрос, как еще можно использовать зонтик и свечку (кроме обычного применения), ребёнок-дошкольник, не изучающий ТРИЗ, обычно даёт такие ответы: свечкой можно согреваться, а зонтиком закрываться от солнца или использовать как тросточку. И это в лучшем случае, в худшем – просто скажет: «Не знаю».

Попробуйте и Вы, не заглядывая в продолжение статьи, дать свои ответы.

А знакомые с основами ТРИЗ 6-летние дети без какого бы то ни было «натаскивания» способны дать под сотню ответов, например:

  • Из зонтика можно сделать юбку.
  • С зонтиком можно танцевать.
  • Можно зонтиком вытащить из ямы человека.
  • В зонтике можно что-то переносить, использовать как корзинку: грибы и ягоды собирать.
  • На спицах зонтика можно вязать.
  • Спицы можно воткнуть в землю, чтобы палатка держалась.
  • Как парус.
  • Раскрыть, врыть в землю и цветы посадить.
  • Нарезать свечку и сделать бигуди.
  • Свечку можно перекинуть через маленький ручеёк в виде моста для муравьёв.
  • Фитильком от свечки можно красить ногти, если нет кисточки.
  • Лепить из воска фигурки.
  • Как палочку для флажка.
  • Вместо цилиндрика в «конструкторе».
  • Если в нее воткнуть палочки наклонно, получится игрушечная ёлка.
  • Нос для снеговика, особенно если она красного цвета.
  • Свечкой можно рисовать.
  • В цирке можно жонглировать свечами.
И т. д.

Кроме того, обученные дети догадываются и о возможности совместного использования свечки и зонтика. Например, наколоть свечку на зонтик и поднять вверх, чтобы осветить потолок в случае необходимости, закрыть зонтиком свечку от дождя или нарисовать свечкой на зонтике узоры, а ещё можно маленькие разноцветные свечки подвесить на спицы зонтика для украшения и пр. Разумеется, такой ребёнок не растеряется в непривычной ситуации. В чём здесь секрет? В особом ресурсно-ориентированном стиле мышления. Но этот стиль далеко не единственный из тех, которые вырабатываются благодаря знакомству с ТРИЗ.

Неужели, скажете Вы, дети способны изучать «взрослую» теорию? Или, может быть, это возможно для особоодарённых?

Ни то, ни другое. Конечно, детей обучают не теории, а разработанной на её основе адаптированной для разных возрастных групп технологии развития творческого мышления (ТРТМ), которая в настоящее время начала активно внедряться в образование. К сожалению, меньше в государственное, а больше в частное и дополнительное. Вот что даёт эта технология:

  • Умение быстро ориентироваться и находить выход в необычных ситуациях.
  • Способность к эффективному усвоению новых знаний.
  • Способность к самообучению.
  • Самостоятельность и критичность мышления.
  • Уверенность в своих силах.
  • Готовность к преодолению трудностей, умение «держать удар».
  • Способность к социальной адаптации в непривычных условиях.

Но особой изюминкой такого обучения является умение детей решать изобретательские задачи. Именно то, за что так ценят российских специалистов за рубежом. Уже начиная с 6-7 лет, овладев детским алгоритмом решения изобретательских задач, обычный ребёнок может предложить несколько решений одной задачи. Почему несколько? Потому, что задачи в ТРИЗ – открытые, т.е., в отличие от большинства школьных задач, могут иметь разные решения. Из них выбирается лучшее, соответствующее ряду принятых критериев, среди которых на первом месте – нравственные. Необходимость такого выбора – наш тризовский ненавязчивый «патентованный» способ воспитания нравственности. И дети при этом почти никогда не ошибаются!

3адачи, которые с удовольствием решают дети – самые разнообразные, взятые из сказочных, фантастических или реальных, бытовых, жизненных ситуаций; детские и вполне взрослые. И даже если задача сказочная, выводы из нее вполне реальные. Но главное, они приучаются решать свои задачи сами, не прибегая к услугам золотых рыбок и волшебных палочек.

Вообще слово «сам» – одно из ключевых в подходе ко многим проблемам. Что значит найти идеальное конечное решение (оно так и называется – ИКР)? Это значит создать такие условия, когда нужное действие осуществляется само.

Вы знаете, как лиса избавляется от блох? Она берёт в зубы клок шерсти и медленно-медленно входит задом в реку. Блохи перебираются все выше, и когда у лисы торчит из воды только нос, ей остаётся только разжать зубы. Блохи сами собираются на клочке шерсти и сами уплывают по течению!

Попробуйте сами решить задачку по мотивам сказки про Машу и медведя.

Несёт Медведь корзину с Машей, а Маша знай себе твердит: «Высоко, мол, я сижу, далеко, мол, я гляжу!»
А у Медведя от поклажи давно проснулся аппетит:
«До села-то путь далёк, мне бы скушать пирожок!»
И если Мишка терпеть откажется, то Маше мало не покажется: «Ах, так вот ты где сидела?! Обмануть меня хотела!! Р-р-р»…

Задача 1.
Что сделать Маше, чтобы вернуться домой, не подвергая себя опасности?

Пришёл Медведь в свою избушку и сразу кликать стал девчушку: «Ну, Маша, короб я отнёс, но там ужасно вредный пёс…»
Ему никто не отвечает, и вскоре Миша понимает: «Эх, Маня, я-то так старался, и всё равно один остался…»

Задача 2.
Что сделать Маше, чтобы и к бабушке с дедушкой вернуться и Мишу не обидеть?

- Кислов Александр Васильевич
к.т.н., Мастер ТРИЗ, преподаватель-методист ТРИЗ
Made on
Tilda